Форум » Вероисповедание » Финансовые запреты в Исламе » Ответить

Финансовые запреты в Исламе

Самах: Будьте любезны,не флудите в этой теме Скрытие недостатков товара Однажды, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на рыночной площади проходил мимо кучи некоего продукта, он погрузил руку вовнутрь его и почувствовал сырость кончиками своих пальцев. Он спросил: "Что это, О хозяин продукта?". Человек отвечал: "Дождь проник в него, О посланник Аллаха". Он сказал: "Почему бы тебе не положить её (мокрую часть продукта) на верхушку кучи, чтобы люди видели её? Кто обманывает, тот не из нас".(Муслим) В наши дни, многие предприниматели, которые не боятся Аллаха, стараются скрыть недостатки товара путём обёртки его или путём сокрытия его на дно коробки, или путём опрыскивания его химикатами для придания ему более привлекательного вида. Некоторые даже меняют дату срока эксплуатации товара, и, когда кто-нибудь покупает его, он портится раньше времени. Некоторые не дают покупателю проверить качество товара или попробовать его. Так, многие предприниматели продают автомобили или другие машины, но не оговаривают их недостатки, а это запрещено. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мусульманин - брат мусульманину, и не позволительно для мусульманина продавать своему брату товар без упоминания об его недостатках ему".(Ибн Маджа). Некоторые думают, что они свободны от всякой ответственности, когда они, например, говорят: "Я продаю этот автомобиль". Такой вид продажи лишён благословения Аллаха, так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:"Продажа не окончательна, пока две стороны не разойдутся, и тогда, если они говорили правду и всё прояснили, будет благословение над их торговлей, а если они лгали и что-то скрывали, благословение над их торговлей уничтожится".(Бухари)

Ответов - 12

sama: ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И РОСТОВЩИЧЕСТВО. ВСЛЕД ЗА КРИЗИСОМ ДУШИ Сегодня человек испытывает множество проблем. У всех на слуху слово «кризис», затронувший не только мировую экономику, но и внутренний мир каждого отдельного человека. Складывается впечатление, что мы всё более и более углубляемся в это состояние. Выражение «мировой кризис» можно сравнить с «всемирным потопом», в котором погибли неправедные люди племени Нуха (алейхиссалям), не пожелавшие вовремя прислушаться к словам своего Пророка. И главная правда состоит в том, что там, где кончается великое терпение, начинаются катаклизмы (потоп). Как известно, терпение Нуха составило 950 лет, после чего он мог взять с собой только лишь «каждой твари по паре». Так «Ноев Ковчег» (Ковчег Нуха (алейхиссалям)) спас несколько праведников и женщин, отличавшихся чистотой. Люди же не единожды забывали о духовных ценностях, прельстившись материальным. Задолго до истории с Нухом, в самый первый раз, обманувшись блистанием запретного, человек лишился тихого, счастливого места. Тогда впервые в наказание за ослушание он, переступивший запрет Бога, пережил самый первый и страшный кризис — отлучение от Рая. Погнавшись за мирскими удовольствиями, вместо счастья он обрёл одиночество, голод и холод. То же происходит с нами сегодня: отдаляясь от Божественных установлений, мы получаем кризис. Материальный ли, экономический, но он не отделим от духовного состояния человечества, потому обычно всегда наступает вслед за кризисом души. Душа человека, ведомая желаниями тела или одурманенная Шайтаном, по незнанию своему запутывается в таких дебрях, откуда выбраться бывает слишком сложно, требуются многие усилия. * * * Один из самых больших грехов на сегодняшний день — ростовщичество (проценты). Оно порождает жадность и жестокость. Эта же беда когда-то погубила народ Нуха (алейхиссалям), совершающий гнусные поступки, отличавшийся невероятной распущенностью — отсюда и упорство в неверии. Обращает на себя внимание и тот факт, что для тех людей не существовало таких понятий как «доброта», «милосердие», «жалость». Они презрительно относились к бедным. Их высокомерию не было границ. В Коране подробно описывается, как они издевались над Нухом (алейхиссалям): «Они спросили: “Как же мы уверуем в тебя, если за тобой последовали самые жалкие люди?”». Не случайно на призыв Нуха (алейхиссалям) к вере откликнулись лишь те, кто не был богат. И хотя неоднократно утверждается, что бедность — не порок, а испытание, не меньшим испытанием является и богатство. Богатый в один миг может стать таким же бедным и жалким. Разумный человек должен помнить, что власть на самом деле не в руках денег. Истинная власть — у Аллаха, которому принадлежит всё в этом мире. Люди лишь временно пользуются Его благами. Наказывая или испытывая человека лишениями, Создатель красноречиво указывает человеку на то, где тот проявил несправедливость. Таким образом, отказывая другим в справедливости, человек, выходит, нуждается в ней сам. Отсюда, говоря о ростовщичестве как трудно излечимой, заразной болезни всех времён, следует вспомнить, что оно запрещено Аллахом. В вопросе ростовщичества не существует таких понятий как «мало» или «много». Ростовщичество равняется слову «нельзя». Те же, кто не признает повелений Всевышнего, исходя из аятов Корана — «навечно останутся в Аду». Что касается механизма ростовщичества, он предельно прост: неимущий приходит к имущему и просит дать в долг. Тот соглашается на условиях не только не выгодных для неимущего, но и губительных. Сам же наживается на процентах. Тем временем должник всё более и более увязает в долговой яме. На первый взгляд, кажется, что ростовщичество — выгодное дело. Однако кризис заложен в самой его сути. Сегодня компании и финансовые корпорации, запутавшиеся в сетях ростовщичества, стремительно движутся к неизбежному экономическому краху. В качестве примера достаточно привести множество разорившихся фирм и компаний, которые взяли кредиты, в частности, у МВФ, но не смогли выплатить процентов и возврат долгов и, как следствие, объявили о своей финансовой несостоятельности. По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам» (Сура «аль-Бакара», 2/278). Тем, кто дал в долг деньги под проценты и желает получить их вместе с основным долгом, Коран предписывает не брать проценты, а довольствоваться получением основного долга. Довольно поучительна причина ниспослания вышеприведенного аята. Когда-то до принятия Ислама Халид ибн Валид и Аббас (радыяллаху анхума) дали некоторым людям из своего племени деньги в долг под проценты. На момент ниспослания аята, проценты с долга накопились, и им причиталась достаточно большая сумма денег. Когда же был ниспослан аят, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Знайте, что принцип давать в рост и брать деньги под проценты, в любом виде, был до Ислама (в джахилии). Теперь Аллах запретил это. Потому я не могу позволить Аббасу получить его проценты». Так Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) показал на практике, как должен осуществляться запрет на ростовщичество и объявил любой вид неправедной наживы — запретным. В суре «аль-Бакара» Аллах также говорит о ростовщичестве следующее: «Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (Сура «аль-Бакара,” 2/279). Это значит, что тот, кто считает ростовщичество дозволенным, оправдывает себя какими-либо фразами, как, например, «без этого сегодня не прожить», чем не только сам нарушает явный запрет, но подталкивает и других людей к совершению этого греха. Получается, что он объявляет войну Аллаху и Его Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Однако вместе с тем, Всемилостивый Господь обещает простить тех, кто более не совершает этот грех, покаялся. Любая форма ростовщичества запрещена Аллахом. В этом вопросе, как и в вопросе потребления алкогольных напитков, не существует понятий «мало» или «много». Те, кто считает, что аяты и хадисы их не касаются (по причине того, что они берут лишь небольшой процент), на самом деле, обманывают лишь самих себя. Когда речь идёт о запрете, в Исламе нет разделения на мало или много. Всё запретное является харамом и, соответственно, общим положением для любых ситуаций. Запрет на ростовщичество содержит много глубоких смыслов — явных и тайных. Размышления лишь над некоторыми из них даёт понять, насколько мудр этот, и сколько будет пользы человеку и обществу, если они будут подчиняться этому закону. Ростовщичество — ловушка Нужно помнить о том, что ростовщичество — система, основанная на принципе получения денег из денег — это ловушка для нуждающихся людей и тех, кто желает получить средства в долг. Зачастую банки и владельцы капитала, дающие людям деньги в кредит, сажают людей в долговую яму, из которой трудно выбраться. Запрещая ростовщичество, Ислам защищает людей от ожидающих их скрытых ловушек. Чтобы не попасть ни по какую сторону ловушки, мусульманину следует не забывать один из принципов Ислама: «Не вредить и не быть уязвимым для причинения вреда». Ростовщичество — это источник социальных проблем В обществах, где развито ростовщичество и производные от его системы, можно обнаружить множество проблем духовного плана. Ростовщичество подрывает моральные устои общества. Алчность, зависть, деспотизм находят для себя здесь благодатную почву. А эти качества людей мешают людям жить в мире и согласии. Каждый думает лишь о том, как не потерять участие в этой гонке, чтобы не быть отброшенным в сторону. А это, в свою очередь, несёт множество проблем психологического характера. Большая часть общества, погрязшая в болоте выплат, перестаёт обращать внимание на моральные аспекты, связанные с источником получения денег. Чтобы избавиться от тяготеющего долга и стрессов, люди стали считать, что все способы заработка хороши, позабыв о ценностях, принесённых Исламом — братстве, совестливости и справедливости. Ростовщичество тормозит любое развитие Так как основной принцип ростовщичества — это получение денег из денег, то о таких понятиях как «работа», «приложение усилий», «честный заработок» речь не ведётся. Ростовщичество и производные от него системы дают возможность извлекать выгоду лишь очень ограниченному количеству людей. Кредитная система предполагает выплату ежемесячных, еженедельных, ежедневных и даже почасовых процентов. Отсюда в обществе появляются два типа людей: кредиторы и должники. Последние за каждый просроченный платёж выплачивают пени. Кредиторы (банки и владельцы капитала) ищут всё новые пути вовлечения людей в ловушку ростовщичества, используя при этом все возможные средства и методы, в том числе и рекламу. Зачастую ростовщичество как система, предстаёт перед нами в красивых обёртках, как то: «молодежный кредит», «сельскохозяйственный кредит», «ипотечный кредит» и так далее. Люди, обманувшиеся хорошо продуманной рекламой, взявшие кредит, попадают, по сути дела, в сети ростовщичества. Хотя представители подобных финансовых институтов и утверждают, что они содействуют экономическому развитию страны, но в итоге это приводит к тому, что одни набивают карманы и эксплуатируют труд людей. Если бы действительно кредиторы думали об экономическом развитии страны, они бы строили заводы и фабрики, инвестировали бы различные социальные проекты и предоставляли бы людям возможность работать и зарабатывать. Всё совсем наоборот. Представители системы лишь пользуются стесненным положением людей и заняты расширением только своих возможностей. Мудрость запрета ростовщичества в Исламе призвана помочь верующим разобраться в этом вопросе, чётко понимать, что люди, занимающиеся ростовщичеством, не занимаются инвестированием. Они строят экономику страны не на промышленности и торговле, а на бумажных деньгах, мешают инвестициям и созданию рабочих мест, прививают мысль о том, что можно зарабатывать деньги без усилий, не работая. В этой связи Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал: «Никогда сыновьям Адама не попадалось пропитания лучшего чем то, что заработано честным трудом» (Бухари, «Бую`», 15). Ростовщичество ставит под угрозу независимость государства Государства, планировавшие поднять свою экономику за счёт ростовщичества, в конце концов, претерпели экономический крах. Ещё раз повторимся, в ростовщичестве и производных от него системах выгоду извлекает лишь один человек или небольшая группа людей, тогда как другие превращаются в должников. Со временем, если должники не имеют возможности вовремя расплатиться, они опять берут кредит и всё сильнее увязают в этом болоте. Подобное положение нарушает экономическую стабильность в обществе. Это, в свою очередь, приводит к тому, что государство, потерявшее свою политическую и экономическую силу, начинает брать взаймы деньги у банков («внутренний долг») или же у других государств («внешний долг»). Таким образом, государство тоже оказывается в списке должников системы, которая делает деньги из денег. Каждый раз, когда оно оказывается не в состоянии выплатить свои долги, его слабостью пользуются банки: негласно берут политическую власть в свои руки. Государство, попавшее в тиски ростовщичества, становится слабым, экономически зависимым от своих кредиторов. Потому не только отдельному человеку, но и государству Ислам запрещает брать деньги в долг под проценты, так как эти долговые обязательства выстроены на несправедливой основе. Ростовщичество — глобальная угроза Ростовщичество и производные от него системы растут и крепнут день ото дня, порабощая множество людей. Распространение и развитие подобных систем не влияет лишь на какое-то отдельно взятое общество или государство. Это глобальная угроза. В основе глобализма лежит так называемый «проект нового мира», в котором запланировано объединить всех людей планеты под крышей единого государства, с единым языком, единым вероисповеданием и единой валютой. Цель его: тотальный контроль над людьми. Простой и надежный способ его осуществления — дать заём государствам со слабой экономикой, поймать их в сети ростовщичества, поработить людей. Ислам запрещает порабощение, будь то материальное или моральное. Люди равны в отношении справедливости, а соблюдение справедливости — это основной принцип религии Аллаха. Запрещая ростовщичество, Ислам указывает, что человек должен зарабатывать на своё пропитание честным трудом. Поэтому запрещается ростовщичество, но поощряется торговля: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Сура «аль-Бакара», «2/275). Смысл предписания в том, что оно подвигает верующих зарабатывать, трудясь и прилагая усилия. Кроме того, в торговле выгоду получает не один человек (или ограниченное количество людей), а каждый, кто вложил деньги или усилия соразмерно своим вкладам и параллельно росту и развитию капитала. Доход естественным образом, справедливо делится среди участников благого дела. Благодаря торговле растут инвестиции, в результате чего решаются такие проблемы как безработица и многие другие. Тогда как в системе ростовщичества всю прибыль получает лишь ростовщик, который не обязан ни с кем делиться. Существуют два способа, помогающие не попасть в сети ростовщичества. Один — на уровне каждой взятой в отдельности личности, другой — на уровне государства. Образование, просвещённость людей, знание религии и норм поведения даёт людям понимание, что кредиты своего рода — путь к современному виду рабства. Что касается государства, то главной его прерогативой должно быть достижение стабильности через запрет любого вида ростовщичества. К примеру, средства, полученные от сбора налогов и других источников, государство может инвестировать в форме беспроцентного кредита в приоритетные отрасли экономики такие как: промышленность сельское хозяйство, животноводство — тем более, что вложения всё равно вернутся в виде прибылей, и в выигрыше останутся все. Население потеряет интерес к банковским кредитам. Несмотря на то, что сегодня изжить ростовщичество полностью почти невозможно, меры, принятые самими людьми и государством, будут способствовать тому, что люди станут предпочитать другие способы роста своей прибыли. По Корану, качество мусульманина — знание о своих правах и также внимательное отношение к тому, чтобы не нарушить прав других, не проявить насилия. Все запреты, подробно описанные в Коране, подчинены этой мысли. Пренебрежение законами Всевышнего Аллаха или же их не выполнение — большая потеря как для общества, так и для каждого человека. Журнал «Золотой родник» ВОРОВСТВО – ХАРАМ Воровство –одно из самых позорных преступлений. Воровство или кража –это тайное хищение чужого имущества. Ислам категорически отвергает любое посягательство на собственность другого человека, независимо от его материального положения и вероисповедания. Воровство в арабском языке обозначается словом «сиркат»:незаметно взять что-то, принадлежащее другому. Это скрытное хищение разумным и совершеннолетним человеком чужого имущества, которое лежит в защищённом месте. Ислам категорически отвергает любое посягательство на собственность другого человека, независимо от его материального положения и вероисповедания. Воровство — это социальная болезнь, которая нарушает гармонию в обществе, где каждый длительным трудом достигает определённого достатка и желает сохранить своё состояние. Воровство наносит урон этому капиталу и взаимоотношениям между людьми в обществе. Ислам, призванный дать счастливую жизнь в земном и вечном мире, встал на защиту потерпевших и для пользы общества сурово наказывает за воровство. В Коране сказано: «В возмездие за то, что они содеяли, отсекайте руки вору и воровке как наказание от Аллаха, ведь Аллах — великий, мудрый» (Сура «аль-Маида», 5 /38). Одинаковая кара ждет и мужчин, и женщин, присвоивших чужое. Причем в аяте акцентируется внимание на то, что это будет служить назиданием остальным. Психологи, исследуя проблему воровства, установили, что именно страх перед физическим наказанием доминирует в мозгу преступника и отбивает охоту посягать на чужое имущество. Стыд — второй сдерживающий фактор, ибо весть о воровстве очень быстро распространяется, особенно в небольших общинах. В истинно исламском обществе немыслимо само понятие воровства. Наиглавнейшим сдерживающим фактором является то, что Аллах видить все деяния человека — и хорошие, и плохие. Они записываются ангелами в книгу деяний каждого правоверного, и всем предстоит держать ответ в Судный день. Тот, кто верит в Аллаха и испытывает страх перед Ним, не пойдёт на воровство — он знает, что Всевышний его видит. Даже если грабитель избежит правосудия в этом мире, ему не уйти от наказания на Том свете. Примечательна известная история из жизни. У одного бедного человека был маленький сын. Как-то раз он пошел в соседний сад красть фрукты и взял ребёнка с собой. Хотя маленький мальчик знал, что воровство – это грех, он повиновался своему отцу. В саду мужчина залез на дерево, чтобы собрать фрукты, и поручил сыну присматривать за округой. Внезапно мальчик закричал: «Отец, спускайся вниз, на нас смотрят!» Тот в страхе спустился и спросил: «Кто же нас видит?» Улыбнувшись, сын тихо сказал: «Это Аллах». Устыдившись, отец подумал о разумном наставлении своего ребёнка, раскаялся и перестал воровать. Ислам предписывает соблюдать следующие четыре условия для вынесения наказания: 1. Виновный должен быть разумным и совершеннолетним; Несовершеннолетний ребенок или психически больной по Исламу неподсудны. 2. Украденное имущество должно иметь материальную ценность; 3. Имущество должно быть защищённым; Это означает, что ценности лежат либо в сейфе либо находятся дома, в офисе, под надзором человека или охранных систем: сигнализации, компьютерного наблюдения и других. Понятие «кража» обрело новые очертания в XXI веке. Современные воры совершают преступления в виртуальном мире, вскрывая коды на банковских счетах. По шариату нет разницы между такой кражей и похищением из защищённого места. 4. Чистосердечное признание вора; Для вынесения установленного наказания (хадд)требуется, чтобы вор признал свою вину. Особенно в тех случаях, когда нет свидетелей похищения и улик. Если подозреваемый отрицает свое причастие к преступлению, то указанное наказание (хадд)не будет вынесено, потому что есть вероятность клеветы и наговора. Как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) привели человека, который сознался в краже, но украденное не было найдено. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) засомневался в его виновности, но мужчина возразил: «Нет, это я украл». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повторил вопрос дважды или трижды, но тот каждый раз подтверждал свою виновность. Наконец он приказал отрубить руку. После исполнения наказания вора привели обратно к Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), и мужчина покаялся перед Всевышним. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил Создателя: «О Аллах! Прости его!» и дважды помолился за него. Наказание, по Исламу, не имеет намерения уничтожить человека или его органы, а ставит цель искоренить само преступление. Если же мусульманин совершил кражу, он должен как можно скорее покаяться. Это значит вернуть собственность хозяину и искренне просить Всевышнего о прощении и просить пострадавшего простить его нечестивый поступок. Получив прощение на земле, похититель должен воздавать хвалу Аллаху. Если вор чувствует сильное стеснение и не может лично вернуть украденное, в этом случае можно попросить передать другого человека или переслать почтой. Подобно воровству, Ислам запрещает нечестную торговлю: обвешивание, обмеривание, когда, убавляя другим, прибавляют себе. Некоторые люди подделывают документы, присваивают чужие земли и жильё, воруют государственную собственность, берут взятки, обманным путём отбирают деньги в игровых залах и казино, распространяют фальшивые купюры. За всё это человек будет в ответе перед Аллахом в Судный день. Воровать чужое имущество — деяние, неподобающее человеку и недостойное его, тем более, если он считает себя верующим. В основе Ислама лежит призыв к хорошему нраву и предупреждение неблаговидных поступков, поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял присягу у мусульман, что они не будут поклоняться идолам, заниматься прелюбодеянием, воровством и клеветой.

Самах: Воровство Аллах говорит: "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах - Великий, Мудрый". (5:38). Среди самых больших преступлений воровства это обкрадывание людей, пришедших в дом Аллаха на хадж или умру. Эти виды краж не ослабят наказания Аллаха, не смотря на то, что они совершаются в самом священном месте на земле, вокруг Его дома. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Адский огонь был явлен мне, и это было тогда, когда вы увидели, что я опоздал (на молитву), ведь я испугался, что буду в нём сожжён, и я даже увидел в нём обладателя крюка (изогнутая палка, используемая вором для краж), волочащего свои кишки в огне. Он обкрадывал паломников своим крюком. Если его замечали, он говорил: "Я всего лишь опирался на свой посох", и если никто не обращал внимания, он брал украденное".(Муслим) И среди самых больших преступлений воровства это кража из средств мусульманской общины. Некоторые, кто занимается этим, говорят: "Мы делаем тоже, что и делают другие". Им невдомёк, что они обкрадывают всех мусульман, потому что общественные средства это собственность всех мусульман, и то, что другие люди занимаются этим, это не повод для подражания им. Некоторые люди воруют у куффар, оправдываясь тем, что они не верующие. Это не разрешается, потому что единственные из куффар, которых разрешено лишать собственности, это те, кто воюет с мусульманами. Другой вид воровства - это карманные кражи. Некоторые воруют в домах хозяев, пригласивших их в гости, другие обчищают кошельки гостей, третьи воруют в магазинах, где даже женщины прячут краденный товар у себя под одеждой. Некоторые люди думают, что разрешено воровать вещи с маленькой или незначительной стоимостью, но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах проклял вора: тот украл яйцо и, тогда ему отрезали руку, и он украл верёвку, и тогда ему отрезали руку".(Бухари). Каждый, укравший вещь, должен возвратить её хозяину и покаяться пред Аллахом, возвратит ли он её открыто или тайно, сам или через посредника. Если он не в состоянии возвратить собственность его владельцу или его наследникам, тогда ему следует дать её в милостыню с намерением на награду для её владельца.

Самах: Приём и дача взяток Дача взятки судье или правителю для того, чтобы прибегнуть к нечестному способу - это преступление, так как ведёт к несправедливости в правлении путём попирания прав людей, а это ведёт к распространению нечестия на земле. Аллах говорит: "И не поедайте ваших достояний меж собой попусту и не отдавайте его судьям, чтобы съесть часть достояния людей преступно, в то время как вы знаете". (2:188). Абу Хурайра рассказал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах проклинает дающего взятку и берущего взятку в делах правления".(Ахмад). Однако, взятки, даваемые человеком для того, чтобы вернуть себе принадлежащее по праву, или чтобы оградиться от несправедливости, если нет другого выхода, не входят в этот разряд проклятых взяток. Эпидемия взяток настолько сильно разрослась в наши дни, что это стало более прибыльным источником доходов, чем заработок некоторых работников. И стало статьёй бюджета многих компаний под разными псевдо названиями. Многие сделки не начинаются и не заключаются, пока в дело не вступит взятка, и это сильно бьёт по бедным людям. Это также испортило многих работников в ущерб их работодателям, так, что доброкачественная услуга (или товар) оказывается только тому, кто даёт взятку. А что до других, то они игнорируются или услуга им откладывается, несмотря на то, что другие, кто пришли позже них, обслуживаются первыми, так как они дали взятки. Из-за взяток, имущества, принадлежащие работодателю, оказываются в конечном итоге в карманах у торговых представителей и закупщиков. По этим и другим причинам, не удивительно, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял тех, кто участвует в этом преступном деле, сказав: "Да будет проклятие Аллаха над дающим взятку и берущим взятку". (Ибн Маджа).


Самах: Принятие подарка, данного для ходатайства Высокое положение людей и власть это блага Аллаха, дарованные им. Если человек благодарен, он использует эти блага на пользу мусульман, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто имеет возможность помочь своему брату-мусульманину, пусть он сделает это".(Муслим). Человек, который использует свою высокую должность на помощь брату-мусульманину в защите от несправедливости или помогает ему любым путём, не включающим грех или преступление против прав других людей, будет вознаграждён Аллахом. Его намерение должно быть обращено только к довольству Аллаха, ибо пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам: "Заступайтесь и вы будете вознаграждены".(Абу Дауд). Не разрешается получать плату за такое заступничество или посредничество, потому как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто заступается за человека, и затем тот человек дарит ему подарок (за это заступничество), и он принимает его, тот вошёл в одно из самых широких дверей рибы".(Ахмад). Среди людей есть такие, которые используют своё высокое положение для того, чтобы походатайствовать в обмен за плату. Они навязывают своё ходатайствование за то, чтобы принять человека на работу, или перевести человека с одного отдела в другой, или чтобы переместить его офис с одного региона в другой, или чтобы обеспечить лечение больному и т.д. Эта плата, вероятнее всего, харам, исходя из вышесказанного хадиса, ясный смысл хадиса предполагает, что взятие мзды даже без предварительной договорённости, это тоже харам. Награда Аллаха в день суда должна быть достаточна для добродеющего. Один человек пришёл к Хассану ибн Сахлю, чтобы тот ходатайствовал за него. После этого человек пришёл снова, чтобы отблагодарить его. Аль-Хассан тогда сказал: "За что ты благодаришь меня? Я думаю, что кое-кому следует платить закят за высокую должность, которой он пользуется, так же как он платит закят за своё имущество".

исмаил: ассаламу алайкум. хотелбы вас попросить найти электронную версию данной книги. Я купил книгу МУХАММАД САЛИХ АЛЬ-МУНАДЖЖИДа ЗАПРЕТНОЕ, ПО ОТНОШЕНИЮ К КОТОРОМУ ЛЮДИ ПРОЯВЛЯЮТ НЕБРЕЖНОСТЬ, НО КОТОРОГО СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ. Но там есть ошибка издателья в части касательно главы Принятия подарка за ходатайство. данная глава незакончена. по моему мнению там нехватает одного или два предложения. и мне очень инересно узнать истину до конца. если у вас есть на арабском пршу тоже дать ссылку или отослать на имейл ayubkhon@yahoo.com спасибо заранее

Самах: Отказ работникам в зарплате Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предписал людям платить работнику его заработок, как только он закончит свой труд, сказав: "Давайте работнику его плату до того как высохнет его пот".(Ибн Маджа). Это чистый произвол не платить рабочим и работникам. Такой произвол имеет множество разновидностей: 1) Отказ работнику в его зарплате, когда у того нет доказательств своей работы. Даже если право работника потеряно в этой жизни, оно не потеряется в День Суда, когда призовут грешника, съевшего деньги потерпевшего. Тогда потерпевший возьмёт себе некоторое количество благодеяний грешника, и если у грешника не останется благодеяний, тогда он возьмёт на себя некоторые грехи потерпевшего, пока не восстановится справедливость; после чего грешника бросят в огонь 2) Выдача работнику только части заработка без всякого на то основания. Ведь Аллах говорит: "Горе аль-Мутаффифин (тем, кто обвешивает людей)". (83:1). Пример этому, это то, что делают некоторые работодатели, когда они обещают работникам определённую зарплату, и затем после того, как те выходят на работу, работодатели подписывают контракт с заниженной зарплатой. Работники могут оставаться на работе и не по своей воле, но они вольны пожаловаться Аллаху. Более того, если нечестивый работодатель - мусульманин, а работник - неверующий, такое поведение может свести его с пути Аллаха, и, следовательно, работодатель возьмёт на себя его грехи. 3) Назначение работнику дополнительных заданий или принуждение его отрабатывать сверхурочные, без выдачи ему всякой компенсации. 4) Затягивание с выплатой ему зарплату вплоть до того, что он будет просить её не один раз и даже пожалуется властям. Причиной такой задержки может быть изматывание работника до того, что он сам откажется от своих прав или вложение денег из зарплаты в оборот и получение из этого дополнительной прибыли. Некоторые даже направляют эти деньги на рибу, в то время как у бедного работника может не хватать даже на хлеб насущный. Горе этим нечестивцам от кары в Тяжкий День; ведь Абу Хурайра рассказал со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует); "Аллах говорит: "Вот трое, кому Я буду врагом в День Суда. Человек, который дал с Моим именем, а затем предал, человек, который продал свободного и съел плату за него, и человек, который нанял работника, пользовался его услугами и не выплатил ему его заработок".(Бухари).

Самах: Одаривание своих детей подарками без соблюдения равенства. Некоторые люди выделяют одних своих детей, раздавая им подарки и дары, в то же время, исключая из этого других своих детей. Такой поступок может стать харамом, если он не имеет законного основания. Законное основание включает: если один из детей в нужде, а другие нет, то есть, если он болен или в долгах; или для того, чтобы наградить его за заучивание Корана, или если он - безработный, или имеет большую семью, или посвятил всё своё время поиску знания и т.д. В общем, позволительно для отца обеспечивать своего сына, если сын не в силах обеспечить себя, а отец в силах сделать это. Когда отец подаёт своему сыну на законном основании, ему следует вознамериться, что если бы кто-то из остальных детей испытывал те же трудности, как тот, кому он подал, он бы помог ему таким же образом, как помог первому. Общим доказательством этому служит то, что сказал Аллах: "Будьте справедливы - это ближе к богобоязненности и бойтесь Аллаха". (5:8). А частным доказательством служит то, что рассказал ан-Нуъман ибн Башир, отец которого привёл его к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: "Я подарил своему сыну мальчика (раба)". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ты подарил каждому из своих детей такого же мальчика?". Он сказал: "Нет". Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тогда возьми его обратно".(Бухари). В другом изложении он сказал: "Бойся Аллаха и будь справедлив между своими детьми". Затем человек взял обратно свой подарок. (Бухари). В другом изложении пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не зови меня в свидетели этого, ведь я не свидетельствую о несправедливом".(Муслим). Можно видеть, что в некоторых семьях отцы, которые не боятся Аллаха, приближают к себе некоторых из своих детей и, таким образом, порождают злобу между детьми. Отец может жаловать одного из своих сынов по причине того, что он похож на родственников по отцовской линии, и лишать такой привилегии другого сына, потому что тот похож на родственников по материнской линии. Или же он может жаловать детей одной из своих жён больше, чем детей других жён, или он может записать этих детей в хорошую частную школу и не сделать того же по отношению к другим детям. Это будет иметь в результате то, что ребёнок покинет своего отца. Обделённый ребёнок не будет верен своему отцу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил человека, который жаловал некоторых из своих детей: "Разве не угодно было бы тебе, если они бы равно были тебе верны?".

rainbow: Самах пишет: Я подарил своему сыну мальчика (раба)". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ты подарил каждому из своих детей такого же мальчика?"Извините,что флужу,но очень хочется узнать: мусульманство поощряет(-ло) рабство?

Самах: Выпрашивание денег, будучи не в нужде. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто просит денег, в то время как имеет достаток, попросил для себя побольше углей из адского огня". Люди спросили его: "Какова сумма денег свыше достаточной, которую не следует просить?". Он сказал: "Сумма, в которой он нуждается для ужина и обеда".(Абу Дауд). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "Кто просит денег, имея то, что ему хватает, будет иметь царапины и ушибы у себя на лице в День Суда". (Ахмад). Он также сказал: "Кто просит деньги у людей с целью увеличить своё состояние, попросил себе углей, так пусть он просит себе, много ли мало".(Муслим) Некоторые люди приходят в мечети и просят денег, несмотря на то, что у них благополучное финансовое состояние. Некоторые лгут и приносят фальшивые документы и выдумывают истории. Многие мусульмане в мечетях сочувствуют им, не проверив, на самом ли деле они истинно нуждающиеся. С другой стороны, есть другие, которые по настоящему нуждаются; люди, не знающие их, думают, что у них нет нужды по причине их скромности. Они вообще не попрошайничают у людей, и люди ничего не знают об их положении, поэтому они не дают им милостыню. Права людей очень важны у Аллаха. Человек может быть прощён, когда он не выполняет права Аллаха, если он кается, но он не сможет избавиться от выполнения прав людей до прихода Дня, когда счета не будут погашаться деньгами, а будут погашаться добродеяниями и грехами. "Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его". (4:58). Стало обычным делом относиться легкомысленно к займам, ведь некоторые люди занимают не для удовлетворения насущных потребностей, а для того, чтобы жить покомфортней и соперничать с другими в покупке новых автомобилей, новой мебели и других подобных вещей этой мирской жизни. Легкомысленное отношение к долгам ведёт к откладыванию их возврата, и ведёт к потере чужих денег. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто берёт у людей деньги с намерением не возвращать их, Аллах наложит (это бремя) на него. И кто берёт деньги у людей с намерением потерять их (т.е. не вернуть) Аллах разрушит его".(Бухари). Люди ведут себя очень безалаберно в деле займа, несмотря на то, что это серьёзное дело у Аллаха. Расплата с долгами настолько серьёзна, что даже мученик, несмотря на великую жертву, которую он принёс, на великую награду, которую он получит и высокое положение, которое он займёт, не сможет уйти от расплаты со своими долгами. Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Хвала Аллаху, какую серьёзность Аллах придал долгу. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы человек был убит на пути Аллаха, затем воскрешён, затем убит снова, затем воскрешён, затем опять убит, и имел бы долг, он бы не зашёл в Рай, пока его долг не был бы выплачен за него".(ан-Насаи).

Самах: Поедание того, что добыто преступным путём. Тот, кто не боится Аллаха, того не волнует, что он приобретает и тратит деньги преступным путём. Его единственная забота это увеличить своё состояние, даже если оно нажито нечестным путём и харамом, будь то кража или взятка, или конфискация, или фальсификация, или незаконная продажа, или ростовщичество, или поедание имущества сироты, или заполучение платы от какого-нибудь преступного действия, такого как проституция, пение, гадание, воровство общественного имущества, или отбирание силой денег у людей, или попрошайничество денег у людей, не испытывая нужды и т.д… Он потратит эти деньги себе на еду, одежду, новую машину, постройку или аренду дома, и обустроит свой дом, и, таким образом, харам войдёт в его тело и во все места его проживания. Тогда как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кусок плоти взращён на нечестивом имуществе, то адский огонь - это самое заслуженное для него".(Ат-Табарани). Он будет спрошен в День Суда, как он приобрёл свои деньги и как их потратил, и тогда его погибель и урон будут несомненны. Поэтому, кто владеет нечестно нажитыми деньгами, которые всё ещё в его владении, должен поспешить от них избавиться. Если это собственность другого, ему следует её возвратить ему, и попросить у него прощения до того, как придёт День, когда счета будут погашаться не долларами и центами, а добродеяниями и грехами. Некоторые мусульмане думают, что оставление ими этих запретных дел принесёт им великие трудности, и, что источники их существования иссохнут. Наоборот, только исполнением шариата и упованием на Аллаха можно надеяться на Его щедроты, ведь говорит Аллах: "А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход и даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. А кто полагается на Аллаха, для того Он достаточен". (65:2-3).

Maranafa: Самах какая полезная тема не только для мусульман,но и для христиан. Респект!

sama: ТОРГОВЛЯ В ИСЛАМЕ Торговля – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая условно делит общество на две социальные группы – продавцов и покупателей. Ислам установил морально-этические нормы и для тех, и для других с тем, чтобы никто не чувствовал себя обманутым и не питал ненависти и злобы друг к другу. В этом разделе мы будем больше говорить о том, какими качествами должны обладать торговцы, и как должна строиться сама торговля. Ислам не одобряет тунеядство, паразитирование за счет других. Более того, Ислам приравнивает усилия человека, направленные на добывание пропитания дозволенными способами, в один ряд с поклонением Всевышнему. Хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Дающая рука лучше берущей»[1], «Работай для этого мира так, словно будешь жить вечно, а к вечному миру готовься так, словно завтра умрешь» побуждают нас работать и зарабатывать. Сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался торговлей, а хадис: «9/10 пропитания – в торговле» показывает важность торговли. Известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до Ислама был успешным торговцем, но прославился он не этим, а своей честностью и надежностью. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обращал внимание на поведение торговцев, призывая их быть честными и справедливыми, а тем, кто поступает нечестно, обманывая покупателей, заманивая ложными клятвами, обещал наказание от Аллаха. Аллах и Его Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) требуют от торговцев выполнения двух важных условий – быть честными и не обвешивать. ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ 1. Торговля не должна мешать человеку поминать Аллаха Деньги, имущество, состояние дает Аллах. Самая большая ошибка, которую может совершить торговец в своей жизни – это забыть Аллаха и целиком уйти в торговлю. Другими словами, когда торговля становится препятствием на пути поминания Аллаха, мешает совершать намазы и другие поклонения, торговец выигрывает лишь внешне, зарабатывая деньги и накапливая имущество, но на самом деле растрачивая свой духовный капитал. Всевышний Аллах в суре «ан-Нур» говорит: ف۪ي بُيُوتٍ اَذِنَ اللّٰهُ اَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ ف۪يهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ ف۪يهَا بِالْغُدُوِّ وَالْاٰصَالِ رِجَالٌ لَا تُلْه۪يهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللّٰهِ وَاِقَامِ الصَّلٰوةِ وَا۪يتَاۤءِ الزَّكٰوةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ ف۪يهِ الْقُلُوبُ وَالْاَبْصَارُ «…в храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам, и по вечерам. Мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закат, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза…»[2]. В аяте говорится о людях, достигших высот в духовном развитии, и о том, что они не станут рисковать своей вечной жизнью ради торговли или обретения каких-то преходящих благ. Всевышний Аллах говорит, что, даже занимаясь обретением мирского, не следует забывать о поминании Аллаха. Лучший способ обрести баракат в прибыли – никогда не забывать о духовности и отражать глубину этой духовности в торговых отношениях. Конечно, внутренний мир торговца, достигшего духовных высот, и торговца, полностью ушедшего в торговлю и забывшего о поминании Аллаха, будут сильно отличаться. Вне всяких сомнений, это больше всего отразится на покупателе. 2. Торговец обязан говорить об изъянах своего товара. Торговец должен следить, чтобы его товар был хорошего качества. Говорить покупателю об изъянах и недостатках товара, имеющихся или тех, которые могут возникнуть в будущем, является обязанностью любого торговца-мусульманина. Такой подход поощрял Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Сокрытие недостатков, по сути, является обманом, а Ислам запрещает обманывать, к тому же прибыль, полученная обманом, не будет благой. Василя бин аль Аска (радыйаллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На того, кто продает что-то, не указав на его недостатки, всегда будет обрушиваться гнев Аллаха и проклятие ангелов». Из хадиса ясно, как важно известить о недостатках продаваемого товара, тем самым торговец обезопасит себя от гнева Аллаха и проклятия ангелов. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Торговцы, которые не отступают от честности и добропорядочности, в Судный день будут вместе с пророками, праведниками и шахидами (о которых, кстати, в Коране сказано, что они – на истинном пути)»[3]. Хадис сообщает о том, какое большое вознаграждение обещано за честность в торговле, прозрачность сделок и извещение об изъянах товара. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «В Судный день торговцы будут воскрешены грешниками, кроме тех, кто боялся Аллаха, совершал благие дела и не оступал от честности»[4]. В этом хадисе, в отличие от предыдущего, сказано о судьбе торговцев, которые отошли от добропорядочности и честности, – они будут воскрешены грешниками. В приведенных хадисах Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает торговцам быть честными, говорить покупателям о недостатках своего товара и не ставить под удар вечную жизнь из-за тленных мирских благ. Иначе их ждет суровое наказание. 3. В торговых отношениях нужно стремиться к облегчению. Ислам облегчает людям жизнь. Это касается и торговли. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и благородные халифы являются в этом исключительным и неповторимым примером для всех людей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обещал щедрую награду тем торговцам, которые в своих торговых делах облегчают жизнь партнеров и клиентов. Тем самым он призывал их отказаться от чисто материального подхода ради добрых отношений, которые облегчают и упрощают торговые сделки, милосердия и понимания к тем, кто не в состоянии расплатиться с долгами. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Да пребудет милость Аллаха с каждым, кто проявляет щедрость и делает облегчение при покупке, продаже, выплате долгов!»[5]. В другом хадисе говорится: «Аллах обошелся милостиво с одним человеком, который жил до вас. Потому что этот человек делал облегчение при покупке, при продаже и при взыскании долгов»[6]. Самым важным в последнем хадисе является вопрос взыскания долгов, в котором Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рекомендует не проявлять грубость и жесткость. Хузайфа и Абу Масуд аль Бадри (радыйаллаху анхума) передают, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «В прежние времена к человеку, лежащему при смерти, пришел ангел смерти и спросил: – Совершал ли ты в своей жизни благодеяния? – Не помню, ответил человек. – Подумай. – Я действительно не помню. Правда, в мирской жизни я занимался торговлей: богатым отсрочивал платежи, бедным делал послабления, – сказал человек. И Аллах впустил его в рай». Насколько назидателен факт, что торговец был прощен и попал в рай лишь потому, что был снисходителен в торговых отношениях, что доказывает, как важно в торговле быть гибким и человечным. 4. Не вводить в заблуждение покупателя. Способов ввести в заблуждение множество. Например, торговец может ввести покупателя в заблуждение, сказав неправду или приписав своему товару достоинства, которых у него нет. Любое введение в заблуждение запрещено Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), и ему нет места в Исламе. В риваяте от Ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и сказал, что его обманули в торговой сделке. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Когда будешь что-нибудь покупать, скажи продавцу: «Без обмана!»[7]. Из хадиса следует, что обманывать нельзя. В другом риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проходил по рынку и подошел к человеку, который продавал зерно. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) погрузил свою руку в мешок и обнаружил, что оно сырое. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что это?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Шел дождь и зерно намокло». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разве ты не мог выставить сырую часть своего зерна на виду? Тот, кто обманывает, – не из нас»[8]. В хадисе показано, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пожелал, чтобы торговец выставил отсыревшую часть зерна наружу, побуждая к прозрачности в торговых отношениях. Как уже говорилось, скрывать изъян товара – значит, вызывать гнев Аллаха и проклятие Его ангелов. Слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто обманывает – не из нас» ясно свидетельствует о том, что тем торговцам, которые обманывают людей, скрывая недостатки своего товара или приписывая ему свойства, которых на самом деле нет, не место среди мусульман. Еще один способ обмана – это ложь и ложная клятва. Торговец может обманом продать товар покупателю ради наживы, тем более, если покупатель не обладает соответствующими знаниями. Но Ислам резко осуждает такой подход. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «(Ложная) клятва делает товар более привлекательным и ходовым (по мнению торговца), но (на самом деле) съедает прибыль»[9]. Отсюда ясно, что торговец, который продает свой товар ложными клятвами и думает, что имеет с этого выгоду, заблуждается, и его прибыль кратковременна. В заключении хадиса говорится о том, что подобный подход на самом деле съедает прибыль или, как говорится в риваяте от Абу Дауда, лишает прибыль бараката. В этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает торговцам не обманывать покупателей и не прибегать к ложным клятвам. Потому что обманом и ложными клятвами торговец сможет обманывать людей лишь определенное время, а потом, когда его обман раскроется, никто уже не станет покупать его товар. В народе существует очень меткая поговорка: «Не гонись за деньгами, а борись за покупателя». Даже если обман и ложные клятвы некоторых торговцев не станут достоянием гласности, все равно их прибыль не принесет блага. 5. Не пробуждать интерес к товару нечестным путем. Ислам запрещает вмешиваться в сделку продавца и покупателя, чтобы пробудить в покупателе азарт. Например, человек хочет купить на рынке барана. Продавец заранее сговаривается с третьим, который появляется в процессе торга и предлагает большую цену, хотя не имеет намерения купить барана. Покупатель, не желая упустить товар, прибавляет цену. Когда оговоренная цена достигнута, третье лицо удаляется, и получается, что покупатель купил барана за более высокую цену, чем он заплатил бы в обычных условиях. Ислам запрещает подобную практику, потому что она подрывает доверие между торговцами и клиентами, служит для получения неправедной прибыли и ущемляет права покупателей. Кроме того, это открывает дорогу к разного рода спекуляциям. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не вмешивайтесь в сделку между продавцом и покупателем»[10]. Из хадиса видно, что нельзя способствовать спекуляциям и искусственному завышению цен. Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил пробуждать интерес покупателя (искусственным образом)»[11]. Имам Малик говорит: «Возбуждение интереса (наджаш) – это случай, когда третье лицо, вмешиваясь в сделку продавца и покупателя, дает большую цену. Таким образом, человек, действительно желающий совершить покупку, обманывается и платит по завышенной цене». В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Возбуждающий интерес — это мздоимец, имеющий долю с ростовщичества. Это дело (возбуждение интереса) – суть обман, и на это нет разрешения (Аллаха)». 6. Правильно взвешивать и отмеривать. Еще один важный момент – это честное взвешивание и отмеривание. Общество, где обвешивание стало повсеместным, потеряло свои морально-нравственные ценности. Ислам предписывает взвешивать честно и добросовестно, категорически запрещая обвешивать и обманывать покупателей. Обвешивание ущемляет права покупателей, к тому же подобную практику можно считать началом конца социальной справедливости. Всевышний Аллах говорит в аяте: وَاَوْفُوا الْكَيْلَ اِذَا كِلْتُمْ وَزِنُوا بِالْقِسْطَاسِ الْمُسْتَق۪يمِ ذٰلِكَ خَيْرٌ وَاَحْسَنُ تَاْو۪يلًا «Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах. Это лучше и благодатнее по своим последствиям»[12], указывая путь в вопросах меры и веса. В аяте говорится, что торговцы, отмеривающие и взвешивающие добросовестно, достойны лучшей доли в обоих мирах. Торговец, взвешивающий честно, начинает получать экономическое вознаграждение за свою честность уже в этом мире. Это выражается в том, что покупатели всегда предпочитают честных продавцов, поэтому такие продавцы зарабатывают больше. А в вечном мире, как уже говорилось, торговцы, не обманывавшие своих клиентов, будут вместе с пророками и шахидами. Относительно меры и веса Всевышний Аллах говорит: أَلَّا تَطْغَوْا فِي الْمِيزَانِ وَلَا تُخْسِرُوا الْمِيزَانَ وَأَقِيمُوا الْوَزْنَ بِالْقِسْطِ «…чтобы вы не обманывали при взвешивании. Взвешивайте [, о люди,] по справедливости, не допускайте недовеса»[13]. В риваяте от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к тем, кто пользуется микьялем (меркой) и мизаном (весами): «Вы используете две вещи, из-за которых до вас были погублены целые народы». Из хадиса следует, что обмеривание и обвешивание – это настолько большой грех, что для некоторых народов это стало причиной погибели. В риваяте от Усмана (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда продаешь – взвешивай, когда покупаешь – проси, чтобы взвесили», из чего мы узнаем, что взвешивание необходимо, причем к этому вопросу должны подходить тщательно обе стороны – и та, что продает, и та, что покупает. В риваяте от Джабира бин Абдуллаха (радыйаллаху анху) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Когда взвешиваете, отвешивайте с лихвой». В хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рекомендует не просто не обвешивать покупателя, а отвешивать с лихвой, чтобы обезопасить себя от ошибки. В заключение можно сказать, что отмерять и взвешивать честно, добросовестно – предписание Ислама. Торговцам следует быть щепетильными в этом вопросе. Обвешивание, конечно, может принести торговцу некоторую материальную прибыль в этом мире, но как он ответит за него в день Страшного суда?! 7. Вести умеренную ценовую политику и не заниматься спекуляцией Торговцам следует взвешенно подходить к вопросу цены. Ислам не одобряет получение прибыли за счет неоправданного завышения цен, также как запрещает спекуляцию и создание искусственного дефицита. Хотя в Исламе нет также и практики фиксирования цен, дабы не ущемлять права и самих торговцев. Когда к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) подошли люди и попросили его помешать росту цен, он сказал: «Аллах поднимает и опускает цены» и не стал предпринимать мер. Правда, это не значит, что продавцы могут ставить какие угодно цены. Создание искусственного дефицита для дальнейшей продажи товаров по завышенным ценам в Исламе категорически запрещено. В Исламском праве подобная практика называется спекуляцией. Она состоит в том, что с целью создания дефицита товар удерживается, а потом, когда возникает нужда в этом товаре, он продается по многократно завышенным ценам. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Какой же плохой раб – спекулянт! Он радуется, когда слышит, что цены подскочили, и печалится, когда узнает, что цены упали»[14]. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Тот, кто 40 дней прятал продукты (в то время, когда люди в них нуждались), отдалился от Аллаха, и Аллах отдалил его от себя»[15]. Из этого хадиса мы узнаем, что спекулянты, продающие товар по завышенной цене в то время, когда люди в нем нуждаются, отдалились от Аллаха. --------------------------------------------------------------------------------



полная версия страницы