Форум » Вероисповедание » Избранный Патриарх Кирилл отвечает на вопросы протестантов » Ответить

Избранный Патриарх Кирилл отвечает на вопросы протестантов

Давид: http://news.invictory.org/issue21505.html Некоторое время назад состоялась первая в истории интернет-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла для протестантов. Она прошла на сайте Luther.ru. Сегодня, после избрания митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси, представляется полезным узнать его мнение о взаимоотношении Русской Православной церкви и протестантского сообщества, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Baznica.Info · Я знаю, что с точки зрения РПЦ Лютеранские церкви - безблагодатные. А как РПЦ считает: может ли лютеранин спастись без обращения в православие? Ответ: Православие - это не только причастность Церкви через участие в Таинствах, истинность которых подтверждается непрерывностью цепи рукоположений со времен апостолов, но и не в меньшей степени - целостность веры, образа мысли и жизни. И если человек живет в согласии со своей совестью, идет путем покаяния, всей душой стремится к осуществлению правды Евангелия, то для такого человека дверь спасения не может быть закрыта. Как Священное Писание (Еф. 5. 23, Кол. 1. 24), так и вера древних христиан свидетельствуют о том, что Господь благоволил совершать дело спасения людей в Теле Христовом, в Своей Церкви, которая является непоколебимым "столпом и утверждением истины" (1 Тим. 3. 15). Но как может спастись человек вне Церкви, и может ли - это великая тайна Божья, непостижимая для человека. [more]· Кроме спасения человечество занято еще такими вещами, как наука, культура, промышленность, сельское хозяйство и прочее, то есть человечество выполняет определенную работу в материальном мире. Как относится православная церковь к этой деятельности с точки зрения деятельности для Господа, можно ли ее расценить как путь служения Богу для мирянина, или мирянин должен только спасаться и спасать других, а деятельность нужна лишь в минимальных количествах, чтобы не помереть с голоду? Ответ: Давайте определим, что значит "спасаться". Предполагает ли это слово некий род действий, внешне отличный от других видов деятельности человека? На мой взгляд, в Священном Писании очень четко выражена следующая мысль: совершение спасения своей души - это образ жизни, то есть способ устроения человеческого бытия со всеми его потребностями на основе христианской веры. Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам подчеркивает, что не смена занятий человека угодна Богу, но изменение его отношения к своему занятию и к людям, с которыми общается человек. Все те сферы, которые Вы перечислили, имеют для человека жизненно важное значение. И их существование оправдано не только заботой о хлебе насущном, но и необходимостью развития творческих способностей, данных человеку Богом. Но как же можно развивать таланты, данные Богом, без Бога? Действительно, утренние и вечерние молитвы, посещение церкви, участие в Таинствах являются важными частями жизни верующего. Но почему же и другая часть жизни человека не может быть предстоянием пред Господом? Ведь апостол Павел призывал верующих молиться "всякою молитвою и прошением" во всякое время (Еф. 6. 8). Значит, мы можем обращаться к Богу о вразумлении, как поступить на работе, в семейной жизни и так далее. Когда, например, верующий врач принимает пациента, начав с внутренней молитвы об этом человеке, то, я считаю, он обращает свою профессию в дело своего спасения. · Отношение православной церкви к работе митрополита Антония Сурожского "О призвании человека". Как понимается православной церковью правильное отношение человечества к Божьему Творению, имеет ли человечество какие-либо задачи по отношению к Творению, поставленные перед ним Богом? Ответ: Пользуясь земными богатствами, мы нередко забываем, что они суть Божьи. Бог является подлинным Владетелем неба и земли. Основываясь на словах книги Бытия, святитель Иоанн Златоуст называет человека лишь домоправителем, которому вверено богатство земного мира. Господь дал заповедь первым людям возделывать и хранить мир (Быт. 2. 15). Поэтому человек несет ответственность за него и должен будет дать отчет Богу об обращении с сотворенным Им миром. · Скажите, пожалуйста, неужели Русская Православная Церковь настолько неуправляема внутренне организация, что в Москве к традиционным протестантам (баптистам, пятидесятникам, лютеранам) одно отношение, а в местных епархиях вплоть до крестовых походов идет борьба с протестантами? Ответ: А Вы думаете, что в Русской Православной Церкви все должны подчиняться армейской дисциплине, и конфликты возникают исключительно по команде? Вопрос, который Вы затрагиваете, сложный. Каждый конфликт требует внимательного рассмотрения для установления его истинной причины. Вы, видимо, хотите сказать, что столичные православные проявляют большую веротерпимость. Возможно, и так. Но это не вопрос "управляемости", а вопрос, во-первых, духовного просвещения, поскольку на протяжении 70 лет господства атеистического режима люди разучились отличать христиан от сектантов. И, во-вторых, мирному сосуществованию и сотрудничеству мешает активный прозелитизм со стороны некоторых протестантских групп, который вызывает решительный протест со стороны православных. Для многих наших верующих, например, неприемлемо массовое зазывание людей, крещенных в Православной Церкви, на сеансы "исцеления", сопровождающихся крайней эмоциональной взвинченностью. Так что для разрешения сложных, а подчас и конфликтных ситуаций необходим диалог и желание решить проблемы мирно, по христиански, а не приказ из Москвы. · У меня вопрос по поводу отношений между Православной Церковью и католиками. На протяжении долгого времени было слышно только позицию православных. Недавно, после визита кардинала Каспера, на сайте "Портал Кредо" была опубликована статья "В России мы не гости" католика Павла Парфентьева, которая четко и аргументировано заявила позицию верующего католика. Каково отношение Вашего Высокопреосвященства к фактам и аргументам, приведенным в статье, если Вы ее читали? Ответ: Визит в Москву председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, состоявшийся в феврале 2004 года, вновь привлек внимание российских и зарубежных СМИ к серьезным проблемам во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. К числу наиболее резких и однозначно негативных по отношению к Русской Православной Церкви публикаций относится статья Павла Парфентьева "В России мы не гости". Автор данного материала, приписывающий себя к так называемой Российской греко-католической церкви, подвергает критике не только официальную позицию Русской Православной Церкви, но и действия представителей Ватикана. "Российская Греко-католическая церковь" представляет собой небольшую группу представителей интеллигенции, выразивших через переход в католицизм болезненное стремление "реформировать" Православие, а затем игравших противоречивую роль и в Католической Церкви. Эта группа считает себя наследницей той Российской греко-католической церкви, которая была создана Ватиканом после февральской революции 1917 года и задумывалась как инструмент окатоличивания России. С этой же целью Ватикан после прихода к власти большевиков активно пытался наладить контакты с ними, искал их покровительства в то время, когда они вели жесточайшие гонения на Русскую Православную Церковь. Аргументация, приводимая П. Парфентьевым относительно истории и современного состояния православно-католических отношений в нашей стране, на мой взгляд, является более чем спорной, так как представляет собой весьма однобокую и слишком эмоциональную трактовку различных фактов. Поэтому я не считал бы данную статью ни четкой, ни аргументированной. Кроме того, насколько мне известно, выраженные в ней взгляды не отражают позицию всех российских католиков. Автор ведет полемику в безапелляционной манере, которая не может способствовать спокойному, объективному рассмотрению ситуации во взаимоотношениях между Церквами. Убежден, что подобные выступления способны нанести вред православно-католическому диалогу и никоим образом не содействуют улучшению отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. · Если вы основываете свое вероисповедание на Слове Божьем, почему в Православии такое большое значение уделяется иконам, свечам и другим образам? Ведь в Библии - живой Бог. Ответ: Традиция использовать различные видимые символы присутствия Божья восходит к глубокой древности. В Библии такими знаками были сооружавшиеся патриархами алтари, Ковчег Завета, иерусалимский Храм. Моисей, который записал самые первые строки Священного Писания, получил от Бога повеление изготовить и изображения херувимов, которые должны были служить израильтянам напоминанием о присутствии незримого Бога. Собственно, и сама Библия - это тоже икона, образ Божий, написанный словами, а не красками. Язык символов не является каким-то искусственным изобретением. Потребность в нем коренится в самой двуединой духовно-телесной природе человека той природе, которую освятил свои воплощением Сам Бог. Люди воспринимают окружающий мир при помощи всех пяти чувств, а отнюдь не только слуха, поэтому в практике христианской Церкви использование символов и изображений встречается с апостольских времен. Настенные рисунки библейских сюжетов и креста были найдены при раскопках Помпеи, а употребление христианами светильников в культовых целях восходит еще к синагогальной практике. Среди прочих символов можно упомянуть, например, елей, который употреблялся для помазания больных: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне" (Иак. 5. 14). Великие богословы первых веков христианства уделяли священным изображениям важное место в жизни Церкви. Так, святой Василий Великий (IV век) писал: "Я признаю изображение Божьего Сына во плоти и святой Девы Марии, Богоматери, которая родила Его по плоти. Я также признаю изображение святых апостолов, пророков и мучеников. Я почитаю и с благоговением целую их изображения, ибо они переданы нам святыми апостолами; они не запрещены; наоборот, мы их видим во всех наших церквах". В ходе иконоборческих споров VIII-IX веков почитание священных изображений получило серьезное богословское осмысление. Никейский Собор (787 год) изъяснил, что при почитании икон "честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз", то есть почитание (которое само по себе следует отличать от поклонения, предназначенного одному Богу), воздается не материалу иконы, а изображенной на ней личности. Таким образом, существующая в Православной Церкви богатая символика не только отвечает потребностям человеческой природы, служа проводником к размышлениям о Боге, но и имеет глубокие корни, уходящие в эпоху раннего христианства и еще далее к самым первым страницам библейской истории. · Является ли на сегодняшний день Православие и православный фольклор (пасхальные гадания, масленица, суеверие, исцеление порчи, ворожба путем православных молитв) одним целым? Почему православный клир не наставляет паству верным учением? Ответ: Такие явления как гадание, колдовство, ворожба ни в коем случае не являются "православным фольклором". Напротив, Церковь с древних времен сурово осуждала подобную деятельность. Отвечая на Ваш вопрос, заверяю Вас, что православный клир непрестанно наставляет паству верным учением. Достаточно зайти в любой православный храм, чтобы убедиться в этом. Однако, те люди, которые практикуют различные формы магии, используя православную атрибутику, как правило, не являются воцерковленными православными верующими. Более того, сама их деятельность противоречит учению Церкви. Использование ими молитв и церковных предметов является не более чем прикрытием и средством привлечения людей, для большинства которых авторитет Церкви очень высок. · Владыка Кирилл! В одном из своих интервью Вы заявили, что мусульмане России не являются объектом миссионерской деятельности РПЦ. Означает ли это, что РПЦ вообще отказывается от обращения иноверцев в христианство? Другой вопрос, связанный с этой темой. Что Вы называете прозелитизмом? Является ли прозелитизмом обращение в христианство в протестантских церквях людей, крещенных в РПЦ, но не посещающих церковь? Является ли прозелитизмом обращение протестантов в православие? Ответ: Мы не собираемся, кого-либо назойливо "обращать". Наша Церковь непрестанно свидетельствует об истине Христовой. Но человек, обладая Богом данной свободой, всегда волен делать собственный выбор. Сам термин "обращение" предполагает наличие определенной стратегии по привлечению людей, уже принадлежащих к иной религиозной традиции. Прозелитизмом мы называем переманивание верующих одной конфессии в другую. Поэтому обращение в протестантизм людей, крещенных в Русской Православной Церкви, но пока не вполне воцерковленных, является прозелитизмом, поскольку их обращают не в некое абстрактное христианство, а в конкретную деноминацию. Если бы протестантские миссионеры действительно беспокоились о том, являются ли невоцерковленные люди подлинными христианами, то они с таким же успехом могли бы посоветовать им посещать православный храм. Однако, как правило, они употребляют все усилия, чтобы буквально "затащить" человека в свою общину. Случаи же обращения протестантов в Православие практически всегда являются результатом их личного выбора, а не навязчивых усилий православных. · Ваше Высокопреосвященство, какова официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении масонства и, в частности, в отношении действующих в России Великой Ложи и Общества розенкрейцеров. Данные организации зарегистрированы в органах юстиции, но как оценивает их РПЦ: как секты, деноминации, общественные организации или как объединения, по духу своему противоречащие христианству? Ответ: Русская Православная Церковь не запрещает своим чадам вступать в различного рода общественные организации, однако они не должны носить характера тайных обществ. Зачастую такие организации предполагают исключительное подчинение своим лидерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей, поскольку они по самому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божьей и ее каноническому строю. · Ваше отношение к баптистам? Считаете ли Вы их своими братьями и сестрами во Христе? Действительно ли Вы их любите, или это только слова? Многие церкви евангельских христиан-баптистов из Смоленской области хотят нести Евангелие в больницах, детдомах и т.д., но часто испытывают сильное давление со стороны РПЦ, которая часто не дает трудиться. Ответ: Православные христиане должны относиться ко всем людям, независимо от их религиозных убеждений, с уважением и любовью, как к своим ближним. Даже в тех случаях, когда добрый подход наталкивается на преграду отчужденности и непонимания, нам следует руководствоваться словами Спасителя: "Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф. 5. 46-47). Те из наших ближних и сограждан, кто носит имя христиан, особенно дороги нам, даже если они не разделяют всей полноты веры Православной Церкви. С евангельскими христианами-баптистами нас сближает общая вера в Триединого Бога, в воплощение Сына Божия ради нашего спасения, в богодухновенность Священного Писания. Однако многое нас и разделяет. Как я уже говорил, Русская Православная Церковь негативно относится к деятельности, сознательно нацеленной на обращение в другую веру тех, кто принял в ней Крещение. При этом мы признаем, что Крещение не снимает с человека обязанности осмыслить свое место в Церкви, принимать активное участие в ее жизни. Русская Православная Церковь не может силой удерживать своих членов, сознательно и по личному выбору решивших покинуть ее. При этом мы смотрим на крещенных, но невоцерковленных людей не как на внешних по отношению к Православию и нуждающихся в обращении, но как на тех, кому особенно необходимы пастырское попечение и поддержка именно внутри Церкви. Когда же к таким людям, часто пользуясь их религиозным невежеством, обращаются с призывом отказаться от православной веры, которая им представляется в искаженном, карикатурном виде, мы считаем такие действия неприемлемыми и противоречащими фундаментальным основам евангельской этики. Все это не означает, что между Русской Православной Церковью и сообществами евангельских христиан-баптистов невозможно сотрудничество в различных областях общественной жизни, таких как социальное служение, патриотическая деятельность, забота о сохранении нравственных норм в жизни народа. Опыт такого сотрудничества у нас имеется, и мы продолжаем активно развивать его. Так, 15 апреля 2004 года представители Русской Православной Церкви и Российского союза евангельских христиан-баптистов провели совместную конференцию на тему "Роль христианина в современном российском обществе", в ходе которой православные и баптисты выявили совпадение позиций по многим обсуждавшимся вопросам. Есть основания надеяться, что примеры подобного взаимодействия будут иметь место и в дальнейшем. · Считаете ли Вы как представитель своей Церкви, что участие в войне несовместимо с ношением звания христианин? Если да, то назовите документ или постановление, согласно которому членам Вашей Церкви запрещалось бы брать в руки оружие. Ответ: Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества братоубийственной ненависти, которое описано в самом начале Библии. К сожалению, войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: "Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть" (Мк. 13. 7). Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13). · Скажите пожалуйста: в XIX веке свт. Игнатий Брянчанинов написал, что кто сейчас не читает книг святых отцов спастись не может. Истинное это высказывание или ложное? Ответ: О чтении святых отцов святитель Игнатий (Брянчанинов) писал очень много. В I томе его "Аскетических опытов" есть целая глава, посвященная тому, как надо читать произведения святых подвижников. Фраза, приведенная вами, несколько вырвана из контекста. Святитель Игнатий имел в виду, что "из чтения отеческих писаний мы научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, спасению и христианскому совершенству". · Почему основные христианские религии трактуют по разному Библию, Евангелие и соответственно имеют совершенно противоположное мнения о тех или иных событиях и прочие глобальные различия. Или здесь та же ситуация, что "Закон, что дышло, как повернешь, туда и вышло"? Есть ли возможность, чтобы основные христианские религии трактовали Библию и Евангелие во всем одинаково и соответственно поступали одинаково? Ответ: Действительно, между различными христианскими конфессиями существуют расхождения в толковании Святой Библии. Однако для верующего христианина жизненно важно пользоваться не теми толкованиями, которые были бы приятны и интересны лично ему, а теми, которые аутентично передают учение Христово, принятое Апостолами. История христианства и его современное состояние свидетельствуют, что именно Православие в полноте обладает традицией апостольского прочтения Священного Писания. Как известно, Православная Церковь добавляет к своей вере определение "апостольская", потому что до сих пор основывает свое учение и жизнь на тех же принципах, что и первые ученики Иисуса Христа. Этот момент является принципиальным, поскольку Апостолы реализовали на практике заповеди Христовы, а затем передали усвоенный способ жизни последующим поколениям христиан. Но неправильно считать, что христианское учение передается человеческими способами, например в письменной форме. Господь говорил Своим ученикам, что они будут руководствоваться в вере не только своей памятью и своими способностями, но и будут руководимы Святым Духом: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.16). Поэтому было бы маловерием считать, что на каком-то историческом этапе человеческие ошибки превозмогли действие Божье и замутили евангельскую истину. Непредвзятому человеку легко обнаружить, что через всю историю Церкви Христовой, как и через всю историю древнего еврейского народа, проходит непрерывающаяся нить соработничества Бога и верующих людей. В Православной Церкви совокупность духовного опыта христиан называется Священным Преданием. Именно сохранение и следование ему позволяют трактовать Священное Писание в согласии с апостольским духом. [/more]

Ответов - 75, стр: 1 2 All



полная версия страницы