Форум » Вероисповедание » Изображения человека и животных в исламе » Ответить

Изображения человека и животных в исламе

FlyingHollander: Собственно вопрос для мусульман и знающих. Формально по Корану делать изображения ни человека, ни животных - запрещено. Однако, в некоторых мусульманских странах (в Турции, например) в музеях можно встретить портреты султанов и других людей. В интернете также полно фотографий из Египта и других мусульманских туристических стран, на которых запечатлены многочисленные гиды и прочие обиратели наивных туристов. В том числе есть фотографии даже Мекки и даже служб в мечетях. Как же это все соотносится к ограничениями, данными самим Аллахом?

Ответов - 20

SAIM: Существует распространенное мнение, что ислам запрещает изображать людей или животных, так же, как и иудаизм. Однако это не совсем верно. Коран не содержит запретов на изображение живых существ. Осуждение подобных изображений можно найти в Сунне – священном предании, состоящем из рассказов (хадисов) о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, о его изречениях и т. п. Например: «Тот, кто нарисовал картину, обременяет себя в Судный день тем, что не может сделать ее вечной, вдохнув душу в нее» (аль-Бухари). Ислам всесторонне благоприятствует и поощряет развитiu образования, науки, культуры, но запрещает ту часть искусства, которая претендует на творение, когда художники, например, или скульпторы считают, что творят нечто необычайное, шедевральное, исключая Бога и вознося себя. Творить присуще только Творцу – Богу. Люди же могут заниматься скульптурой, живописью как тем, что приукрашивает их жизнь, интерьер дома или архитектуру здания, могут конструировать очень умные машины и механизмы, используя законы природы, установленные Всевышним. Но в то же время, сколь бы умны они ни были, даже мелочь из сотворенного Богом, например муху, они не в состоянии воссоздать, сделать подобное. И каких бы высот ни достигли, никогда не смогут (см. Св. Коран, 22:73).

FlyingHollander: SAIM А как вы прокомментируете следующий хадис (текст хадиса имеется в сборнике аль-Бухари): Суть в том, что как-то раз к Абуллаху бин Аббасу пришел один человек и сказал: «О, Абу Аббас поистине – я человек, и я зарабатываю на жизнь своими руками, делая эти изображения». Ибн Аббас сказал: «Я скажу тебе, что сам слышал от Посланника Аллаха, а он сказал». Тому, кто создал какое-либо изображение того, в чем есть живой дух, Аллах станет подвергать мучениям, пока он не вдохнет в него дух, а он не сможет сделать этого никогда». Услышав эти слова, человек глубоко опечалился. Тогда Ибн Аббас сказал ему: «Горе тебе, если ты уже этим занимаешься, но уж если и дальше хочешь заниматься этим, то тебе следует рисовать деревья и все то, в чем нет духа». По-моему, в этом хадисе однозначно осуждается "делать изображения того, в чем есть дух". Или этот хадис принимается не всеми мусульманами?

SAIM: Религия не сковывает человека, а освобождает, делает его широко смотрящим на жизнь, открывает перед ним горизонты вечности и одновременно возвращает с небес на землю, призывая думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. Поэтому на хадисы, говорящие о запрете изображений и скульптур, необходимо смотреть со следующих позиций: – с какой целью изображается то или иное живое? – как это будет применяться? – какие цели преследовал художник?


FlyingHollander: Как можно смотреть на явный запрет как-то по-особому? Запрет есть запрет, а начинать задавать наводящие вопросы - это уже казуистика. На счет художников и их цели: любой художник, если он Художник, ну или он так думает о себе, будет считать, что он "творит", что вкладывает часть души в свои создания. Ни один художник не признается в обратном. Насколько я понимаю, в исламе искусство может иметь лишь одну функцию: оформительскую или протокольную, а любое художественно-изобразительное направление должно, по идее, быть вне закона.

SAIM: Делать изображения можно - это ведь искусство, но не нужно делать идола из них и поклонятся им.

FlyingHollander: SAIM пишет: Делать изображения можно - это ведь искусство, но не нужно делать идола из них и поклонятся им. Т.е. вы лично отвергаете упомянутый хадис?

SAIM: FlyingHollander question ??Формально по Корану делать изображения ни человека, ни животных - запрещено --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Saim`s answer!!! --------------------- V странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, а в картинках ислама доминировали абстрактные, геометрические ,стилизованные формы.Каллиграфия - искусство изображения слова на картинках ислама, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Коран не содержит запретов на изображение живых существ. Осуждение подобных изображений можно найти в Сунне – священном предании, состоящем из рассказов (хадисов) о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, о его изречениях и т. п. Например: «Тот, кто нарисовал картину, обременяет себя в Судный день тем, что не может сделать ее вечной, вдохнув душу в нее» (аль-Бухари). Творить присуще только Творцу – Богу. Люди же могут заниматься скульптурой, живописью как тем, что приукрашивает их жизнь, интерьер дома или архитектуру здания, могут конструировать очень умные машины и механизмы, используя законы природы, установленные Всевышним. Но в то же время, сколь бы умны они ни были, даже мелочь из сотворенного Богом, например муху, они не в состоянии воссоздать, сделать подобное. И каких бы высот ни достигли, никогда не смогут (см. Св. Коран, 22:73).

SAIM: FlyingHollander??????question В том числе есть фотографии даже Мекки и даже служб в мечетях. Как же это все соотносится к ограничениями, данными самим Аллахом? Saim`s answer всё должно быть в разумных пределах морали и нравственности. Fотография не может использоваться во вред кому-либо и не должна содержать призыва к греху и разврату. Подобные изображения однозначно запрещены не только в Исламе, но и во многих других религиях. фотографирование, в своей сущности, является не «актом творения» а всего лишь отражением, зеркальным изображением реальности.

SAIM: FlyingHollander??????question вы лично отвергаете упомянутый хадис? Saim`s answer по ХАДИСУ Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: “Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считают, что могут творить] сотворят хотя бы пылинку, хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко. ,,Сотворят…” – не нарисовать.t.e Сотворить со всеми теми значительными качествами, что закладывает Творец в столь незначительных и на первый взгляд мертвых, но несущих в себе жизнь вещах. Пророк предупреждал: “Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных).“ Воистину, наихудшее наказание” – исламские богословы подчеркивают что понимать буквально эти слова будет неверным, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает “фараонов” и им подобных за упрямство в неверии и жестокости. Имам ат-Табари дал интересное пояснение : “В хадисе имеются в виду те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога, Единого и Вечного. Художник зная о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры в Господа. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами.“… известнii ученый имам ат-Тахави сказал: “Сначала запрет на изображения (живого) касался всех форм, так как люди впали в значительную зависимость от образов, многие века находясь под влиянием язычества и идолопоклонства. Затем, после постепенного принятия пророческого призыва, когда верующие начали отвыкать от обожествления, было проговорено “ракмун фи савб”, то есть были разрешены те изображения и узоры, которыми люди украшали домашнюю утварь или ткани, одежду, так как в этом присутствовала житейская необходимость. Затем были разрешены все сопутствующие жизни человека изображения, кроме тех, что освящаемы, почитаемы, возносимы”. Тут следует заметить: Eсли вы желаете понять хадис буквально, то каждый в полной мере свободен в выборе.

Самах: FlyingHollander пишет: На счет художников и их цели: любой художник, если о Художник, ну или он так думает о себе, будет считать, что он "творит", что вкладывает часть души в свои создания. Ни один художник не признается в обратном Совершенно согласна с Вами,прежде всего в любое своё произведение,каждый,без исключения, художник вкладывает свою душу и талант,тем самым боготворя своё создание,что уже является запретным,избежать идеализации своих произведений,скорее всего произведения должны всё-таки носить более оформительский характер.В одном из Хадисов сказано,что даже пророк Мохаммед(САС)запретил рисовать свои собственные портреты,дабы мусульмане не возвышали и боготворили Его и не уподобляли Аллаху(СВ). FlyingHollander пишет: Как можно смотреть на явный запрет как-то по-особому? Запрет есть запрет FlyingHollander пишет: По-моему, в этом хадисе однозначно осуждается "делать изображения того, в чем есть дух". И с Этим охотно соглашусь,жизнь мусульманина определяют Коран,Сунна,Хадисы,если нет прямолинейного запрета в Коране,но упоминание есть в Хадисе,надо обратить внимание. Будем откровенны,99% мусульман не считают этот запрет серьёзным,вот и всё..Всё зависит от степени религиозности.

FlyingHollander: Самах пишет: Будем откровенны,99% мусульман не считают этот запрет серьёзным Я все-таки понял по-другому: многие мусульмане (в первую очередь турко-персидского толка, а не арабского) не считают это глобальным запретом, а начинают игру слов с целью обойти этот запрет. Т.е. как раз вовсе НЕ пренебрегают им, а строят для себя некое представление о запрете, которое формально позволяет им его "не нарушать", но обойти. Вполне понятная позиция. Наверное, у ортодоксальных евреев идею позаимствовали.

Самах: FlyingHollander пишет: многие мусульмане (в первую очередь турко-персидского толка, а не арабского) не считают это глобальным запретом, а начинают игру слов с целью обойти этот запрет Хочу Вас огорчить,к сожалению,не только наши турко-персы,но и сами арабы не считают этот запрет глобальным.Хотя,в Саудовскои Аравии может быть немного по-другому,но опять же таки,зная многих оттуда,я Вас заверяю,70% именно игнорируют его.

FlyingHollander: Самах Таки игнорируют или все-таки стараются его "законно" обойти? Кстати, а как вы сами к этому относитесь?

Самах: FlyingHollander пишет: Таки игнорируют или все-таки стараются его "законно" обойти те,кто поумнее,естественно придумывают кучу отговорок,не секрет многие мусульмане не имеют элементарных знаний о своей религии,и когда им об етом запрете упоминаешь,делают огромные круглые глаза,к сожалению,в основном эти люди из арабских стран.. FlyingHollander пишет: Кстати, а как вы сами к этому относитесь? Я не скажу,что я идеальна,я очень люблю живопись и могу часами любоваться и в этом моя слабость,но так,как я практикующая мусульманка,Альхамдулиллях,я стараюсь себя контролировать.

FlyingHollander: Самах пишет: Я не скажу,что я идеальна,я очень люблю живопись и могу часами любоваться и в этом моя слабость,но так,как я практикующая мусульманка,Альхамдулиллях,я стараюсь себя контролировать. А на счет фото?

Самах: FlyingHollander пишет: А на счет фото? Насчет фото,в нашеи семье вопрос решен уже давно,мы не фотографируемся и не выставляем в рамки,а вместо фотографий,я предпочитаю арабскую каллиграфию в серебрянном или золотом обрамлении

FlyingHollander: Самах Понятно. Большое спасибо за ответ. Ой, забыл: а как же с паспортом?

Самах: FlyingHollander пишет: Понятно. Большое спасибо за ответ. Ой, забыл: а как же с паспортом? Да не за что Как и у всех.Ну эту процедуру уже можно считать вынужденной и обязательной.К сожалению простой народ не будет диктовать свои условия официальным лицам.

FlyingHollander: Большое спасибо за объяснение! Насколько я понял, казуистика торжествует. Ну, тоже, понимаемо. Еще раз - спасибо.

SAIM: Всегда пожалуста.Нет казуса ето вам только ответы.Вот и все пироги.удачи вам



полная версия страницы